…иллионы рабочих и крестьян относились к 
войне отрицательно и не разделяли национальный энтузиазм, охвативший верхние 
слои общества. 
   Казалось, эксцентричность Ленина достигла предела в апреле 1917 года, 
когда он призвал заменить только что созданное Временное правительство Советами 
рабочих и солдатских депутатов. Этот лозунг ошарашил не только политических 
противников, но и очень многих большевиков. Говорилось о том, что, проведя много 
лет в эмиграции, Ленин утратил чувство реальности. Каких-нибудь полгода спустя 
этот экстравагантный вождь уже находился у власти и возглавил процесс, которому 
суждено было переломить всю русскую (да и не только русскую) историю. 
Произошло это не в последнюю очередь оттого, что радикализм Ленина в борьбе со 
старым порядком, по крайней мере, в той форме, в какую Ленин облек свои призывы 
в 1917 году, полностью отвечал чаяниям большинства простых людей. Позднее, 
объясняя причину победы большевиков, Троцкий говорил о том, что против 
восстания были “все” , кроме большевиков; но большевики, добавлял Троцкий, — 
это и был народ. 
   Будучи одним из ведущих актеров октябрьской драмы, Троцкий здесь явно 
преувеличивал. Однако в его словах есть зерно истины; примерно то же говорили и 
некоторые противники большевизма. Приверженцам Ленина удалось внушить 
большей части населения, что борьба против большевиков — это борьба против 
революции. Отождествление большевизма и революции, несомненно, стало 
(особенно с осени 1917 года) важнейшей прямой причиной того, что партия, 
изолированная внутри интеллигенции, с такой легкостью пришла к власти. 
   Изменились ли отношения между большевиками и народом после 
переворота? На первый взгляд — да. В годы Гражданской войны большинство 
населения отвернулось от большевиков, сражалось с ними или сопротивлялось им 
пассивно. То, что партия в этих условиях выжила, кажется почти чудом. И тем не 
менее, если бы большевики действительно полностью потеряли (как это часто 
утверждают) связь с народными массами, партия не сумела бы удержаться в седле. 
Верно, конечно, что большинство народа отвергало государственный террор, 
установленный во время Гражданской войны. Однако новая диктатура сумела 
извлечь определенную выгоду из настроений большинства. Ибо разочарование в 
большевиках вовсе не означало развенчания революционного мифа. Ненависть к 
старому режиму, ко всем его институтам, по-прежнему владела народными низами. 
Никакая политическая группировка, сочувствующая порядкам, какие существовали в 
стране до февраля (и даже до октября) 1917 года, не имела шансов на успех в стране, 
опьяненной мифом революции. Белые армии — самый решительный и наилучшим 
образом организованный враг большевиков — с самого начала обречены на 
поражение. 
   Но как обстояло дело с партиями, которые,. подобно большевикам, выступали 
за революцию? Что можно сказать о социалистах-революционерах, защищавших 
интересы крестьян и собравших подавляющее большинство голосов на выборах в 
Учредительное собрание в декабре 1917 года? О меньшевиках, у которых было много 
приверженцев среди промышленного пролетариата? Только то, что этим партиям 
явно не хватало решительности. Не оказав практически никакого сопротивления 
перевороту 7 ноября 1917 года и разгрому Учредительного собрания двумя месяцами 
позже, эти партии морально разоружили тех, кто их поддерживал. Заметим, что 
утрата веры в идеального царя не заставила народные массы отказаться от вековых 
представлений о стиле государственного руководства. Власть, по этим 
представлениям, должна была быть сильной, независимой и безраздельной. Не 
потому ли Временное правительство, не обладавшее этими качествами, не внушило 
народу почтение к себе? И эсеры, и меньшевики, которым в кризисных ситуациях 
всегда не хватало энергии и решительности, увы, тоже не отвечали этому 
стародавнему идеалу правления. 
   Насколько иначе вели себя большевики! Они были жестокими и 
вероломными, они находили возможным попросту не считаться ни с “буржуазной” , 
ни с советской законностью. Вот уж кого нельзя было упрекнуть в нерешительности. 
   
   Заключение
   Царская власть, с которой интеллигенция так страстно боролась с самого 
своего возникновения, казалась ей вместе с тем и настолько всемогущей, что она не 
рассчитывала на скорое крушение самодержавия и возможность взять власть в свои 
руки. Практика и технология власти совершенно не занимали интеллигенцию, она 
отождествляла себя с жертвами. По-иному обстояло дело с большевиками. 
Семнадцатый год и последующие события показали, что большевики были, в 
сущности, исключением внутри “ордена” . Только большевикам во главе с Лениным 
удалось соединить радикальный утопизм с исключительно трезвым пониманием 
механизмов насилия. Вот почему они добились самого большого успеха среди всех 
групп интеллигенции и превратили “орден” (или хотя бы часть его) из кучки 
беспочвенных мечтателей в господствующий слой гигантской империи. Но уже 
через десять лет после своего триумфа “орден” лишился власти, а еще через десять 
лет большая его часть была физически уничтожена. 
   В борьбе Сталина со старыми большевиками парадоксальным образом нашел 
свое завершение бунт народных масс против петербургской России, бунт, 
начавшийся на грани веков. Ибо старая “ленинская гвардия” , где сохранялись нравы 
и традиции дореволюционной интеллигенции, была не чем иным, как детищем 
старой России — и ее пережитком. Хотя “орден” сражался с государством, он в то же 
время был органически связан с ним и с его культурой. Он составлял, пожалуй, 
самую европеизированную часть верхних слоев обществ, ориентированных на 
Запад. Оттого и мышление, и образ действий “ордена” оставались чуждыми и 
подозрительными для народных масс, несмотря на процесс идеологического 
сближения. Космополитизм интеллигенции выглядел чем-то слишком уж 
элитарным в глазах народа, да и в глазах нового поколения большевиков — людей, 
которые, как правило, вышли из крестьян и пролетариев. Низы, выброшенные на 
поверхность общества революцией, значительно способствовали изменению 
политической культуры в стране: эта культура приобретала все более традиционных 
облик. Она сохраняла даже некоторые допетровские, патриархально-
коллективистские элементы. А большевики первого призыва с их выраженным 
индивидуализмом и критицизмом, страстью к спорам, склонностью к идейной и 
фракционной борьбе нарушали стиль этого древне-нового мышления. По сути дела, 
здесь столкнулись две эпохи. В этом, как мне кажется, надо искать одну из главных 
причин, почему Сталину удалось сравнительно легко победить подавляющее 
большинство ленинских соратников. 
   Десять лет спустя старых большевиков, лишенных влияния и власти, ожидала 
пуля в затылок. Гордые победители Семнадцатого года разделили судьбу прочих 
отрядов интеллигентского “ордена” — почти всех, кто вовремя не эмигрировал. Так 
закончилась столетняя история русской революционной интеллигенции. В 1936-38 
годах погибли ее последние представители. Каким издевательством звучали 
заявления официальной пропаганды, по-прежнему славившей революционеров, в то 
время как сталинский режим безжалостно искоренял всякое инакомыслие и всякий 
дух бунтарства — главные, определяющие черты “ордена” . 
   Почему же диктатор не отказался окончательно от наследия революционной 
интеллигенции? Потому что советское государство, несмотря на то, что оно 
истребило своих основателей, по-прежнему черпало свою силу в событиях 1917 
года. Отказ от революции был бы равносилен самоотречению. 
   Учрежденный сверху культ революционной интеллигенции способствовал не 
распространению, а как раз дискредитации ее идей. Многим казалось, что в 
диссидентском движении шестидесятых годов возродились некоторые характерные 
черты “ордена” : нонконформистское поведение, нравственный накал, 
непримиримость к всем формам гражданского и политического угнетения. Однако 
многие диссиденты сознательно отмежевались от своих предполагаемых предков, 
решительно отбросив их идеологию. Они, например, были решительно против 
народопоклонства и против революционного насилия. Семнадцатый год для 
большинства из них был не началом новой эпохи, а величайшей катастрофой 
отечественной истории. При этом революционную интеллигенцию считали чуть ли 
не главным виновником этой катастрофы. Вот почему вопрос о включении ее 
представителей в галерею предшественников диссидентства оставался весьма 
спорным. По существу, “орден” , возникновение и гибель которого связаны с 
глубочайшими катаклизмами русской истории, остался без наследников. 
   Список используемой литературы: 
   1. “Великая Октябрьская социалистическая революция” . Энциклопедия. 
Москва, 1977 г. 
   2. “Советская историческая энциклопедия” . Москва, 1965 г. 
   3. Л. Люкс. “Летопись триумфального поражения” . Вопросы философии. 
Москва, 1991 г. 
   4. “Литературный Петербург, Петроград” . Москва, 1991 г. 
   5. В. П. Бажов “Интеллигенция: вопросы и ответы” . Москва, 1991 г. 
   При работе над этим рефератом кроме вышеуказанной литературы я 
использовал еще ряд материалов вплоть до школьных записей, которые мне не 
показалось нужным указывать в списке использованной литературы. Я ни в коей 
мере не претендую на то, чтобы поставить свою подпись в конце работы, как автор 
текста. Этот реферат является обобщением всей информации, которую я почерпнул 
из различных книг. И так как я признаю это, я не счел необходимым указывать в 
тексте работы сноски.