РОЛЬ МОСКВЫ В ИСТОРИИ РОССИИ
   В 1997 году москвичи и все россияне отмечают юбилей столицы
нашего Отечества. Эта дата - повод вспомнить славный исторический
путь России и роль Москвы в жизни государства. 850 лет назад в
поселении под названием Москва произошла встреча двух русских
князей, которая была отмечена в летописи, что означало первое
упоминание о Москве. Этому маленькому городку на берегу реки
предстояло сыграть исключительно важную роль в судьбе России. Всего
лишь спустя сто лет Москва стала собирательницей земли русской,
разоренной и разбитой монголо-татарской ордой. В этот критический
для Руси период в междуречье Волги и Оки к Москве стали собираться
люди русские, покидавшие свои сожженные города и села, чтобы
спастись от завоевателей. Время Киевской Руси закончилось, началось
время Московской Руси.
   В начале XIV века Московское княжество по площади составляло
около 6000 кв. км, что можно представить в виде квадрата со сторонами
в 80 км. На этой территории находилось шесть городов и 42 села.
Авторитет Москвы значительно укрепился при князе Иване Калите,
особенно когда в 1326 году туда переехал митрополит русской
православной церкви. Следующим рубежом возрождения Руси из
Московского княжества явилось княжение Дмитрия Донского,
победителя татаро-монголов в Куликовской битве, который построил в
1369 году белокаменный Кремль, одну из лучших крепостей в Европе, о
чьи стены не раз потом разбивались полчища врагов. Москва как
собиратель русского государства сыграла в этот период исключительную
роль, из крошечного княжества превратившись к концу XV века в
великую евроазиатскую державу площадью в несколько миллионов
квадратных километров.
   Вспомним еще несколько событий, как трагических, так и
исторических, связанных с Москвой. 1612 год. Государство российское
разорвано междуусобицей, борьбой за власть после смерти Ивана
Грозного, нашествием поляков и шведов. В Москве польский гарнизон,
ждут на царство польского королевича Владислава, католические
священники со всей Европы собираются в Россию - внедрять новую
религию. Близится конец с таким трудом созданного государства. Но из
Нижнего Новгорода уже идет народное ополчение во главе с
посадником Козьмой Мининым и воеводой Дмитрием Пожарским,
собирая освободительное войско. Интервенты изгнаны, православный
патриарх восстановлен, Москва вновь спасла Россию.
   Спустя два столетия в 1812 году взоры всей России и Европы
вновь были прикованы к Москве. Армия Наполеона оккупировала
многие европейские государства, вступила на территорию России и
подошла к Москве. Вблизи подмосковной деревни Бородино в
кровопролитном сражении с русской армией вопрос о победе не был
решен, русские отступили, и Наполеон вошел в Москву. Казалось,
великая Россия лежала у ног французского императора. Однако, русские
почему-то не просили мира, а южнее Москвы пополняли армию и не
было недостатка в тех, кто шел в бой за спасение Отечества. Пылающий
город вновь отторгнул завоевателей, французская армия ушла из Москвы
и вскоре была изгнана за пределы страны. Москва и Россия были
спасены.
   И вновь грозовые тучи сошлись над Москвой в декабре 1941 года.
Гигантская немецко-фашистская армия, оставив за собой сожженную и
опустошенную территорию советской страны, вплотную подошла к
Москве. Вражеская разведка появилась в районе Химок, в пригороде
Москвы. По приказу Гитлера был разработан сценарий парада
победителей на Красной площади, для постройки гигантского
памятника свозился гранит. Счет шел на дни и часы.
   Но, как и в былые годы, за стенами Москвы готовились к
наступлению свежие советские полки, морозным декабрьским утром
обрушившие мощный удар на врага.
   Непобедимая гитлеровская армия, покорившая Европу, бежала,
отступив на значительное расстояние. Миф о непобедимости
германской армии был развеян. Победа под Москвой положила начало
перелому в войне в пользу Советской страны. Лозунг подмосковной
битвы: "Отступать некуда, позади - Москва! " стал лейтмотивом первого
периода Великой Отечественной войны.
   Итак, о чем нам говорит юбилей Москвы? Он говорит о том, что
Москва, во-первых, явилась собирательницей России, во-вторых, она в
решающие периоды становилась спасительницей Отечества, и, в-
третьих, ее судьба неразрывно связана с судьбой государства
Российского. Ее обновление в наши дни внушает оптимизм и надежду
на обновление России.
   Каковы роль и значение Москвы в наше время? Они проявляются
в следующем: - во-первых, политическое значение. Москва - столица
Российской Федерации, важный политический центр, где находятся
высшие органы государственной власти: Президент, Правительство,
Федеральное Собрание и др. Здесь принимаются судьбоносные
политические решения, имеющие не только государственное, но и
международное значение; во-вторых, экономическое значение. Москва
представляет собой крупный экономический центр, а вместе с областью
- крупный экономический район, где сосредоточены предприятия
машиностроения, текстильные, приборостроения, автомобильные
заводы, предприятия легкой и пищевой промышленности. Имея около
6% населения страны, Москва производит более 10% промышленной
продукции России, основанной на передовой технологии.
   - в-третьих, Москва - научная столица страны. Здесь находится
Российская Академия Наук (РАН) , десятки крупнейших научно-
исследовательских институтов и других научных учреждений, более ста
высших учебных заведений, в том числе и Московская Государственная
Текстильная Академия; - в-четвертых, Москва - культурный центр
страны. Всемирную известность имеют московские театры, музеи,
библиотеки, Третьяковская картинная галерея. Здесь сосредоточены
значительные культурные ценности и большой творческий потенциал
России, живут и творят известные художники, композиторы,
скульпторы, писатели, поэты, актеры, певцы, музыканты; - в-пятых,
духовно-идеологическое значение. В Москве находятся крупнейшие
издательства и идеологические центры, Всероссийская
телерадиокомпания. Из Останкинского телецентра вся Россия, да и
другие страны как ближнего, так и дальнего зарубежья, видят жизнь
Москвы и всей страны; - в-шестых, Москва - центр русской
православной церкви. Здесь находится патриархия, ведущие духовные
учреждения, известные всей стране храмы и монастыри, исторические
святыни русской православной церкви, имеющей тысячелетнюю
историю.
   Таким образом, юбилей Москвы - крупнейшее историческое и
культурно-политическое событие, которое встречают москвичи,
граждане России и другие народы, которые историческими тесными
узами связаны с Россией, а значит и с Москвой.
   ОСНОВАНИЕ МОСКВЫ: ИСТОРИЧЕСКИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА
   Древние письменные источники описывают основание Москвы
следующим образом. Согласно легенде в лето от сотворения мира 6654-е
князь Юрий Владимирович по прозванию Долгорукий, сын великого
князя Владимира Всеволодовича Мономаха, ехал со своею дружиной из
стольного Киева к своему сыну Андрею Юрьевичу Боголюбскому в
город Владимир на реке Клязьме, где тот княжил по воле отца.
   С думой о будущем Руси выехал князь Юрий Владимирович в
темные заокские леса, где дорога шла по дремучим дебрям, через черные
топкие болота. И вдруг посреди одного обширного болота князь Юрий
Владимирович увидел огромного чудесного зверя. Было у того зверя три
головы и пестрая шерсть многих цветов.
   Вся дружина и все спутники князя увидели этого зверя и встали в
изумлении. Явившись людям, чудесный зверь затем исчез, растаял,
словно туман утренний.
   Тогда князь Юрий Владимирович спросил одного из спутников
своих - ученого гречанина-философа: "Что знаменует собой явление сего
чудесного зверя? " " Великий князь, - ответил ученый-гречанин, -
явление это знаменует, что поблизости сих мест встанет град превелик,
треуголен и распространится вокруг него царство великое. А пестроты
шкуры звериной значит, что сойдутся сюда люди разных племен и
народов. " Задумался князь, потом снова спросил: "Истинно ли твое
толкование, ученый-философ? " "Истинно, - ответил ученый-философ, -
потому что и при основании великого града Рима было знамение. Когда
начали рыть ров под городскую стену, то вырыли голову человеческую,
как живую, и значило это, что быть Риму главой многим градам. Что и
сбылось. И когда созидали Царьград, то выполз из норы змий и в тот же
миг пал на него с высоты орел и начали они биться. И мудрец книгочей
посему изрек: "Будет град Константина царь другим городам, как орел -
царь всем птицам, и будет он подвержен нашествиям басурман. " Что
также сбылось. Посему сбудется и явленное ныне тебе знамение. " Это
художественное описание, конечно, является вымыслом, но в нем
подчеркивается важность события, связанного с образованием Москвы.
   Как утверждает Ипатьевская летопись XV века, в 1147 году
Суздальский князь Юрий Долгорукий пригласил к себе на совет своего
союзника Северского князя Святослава Олеговича: "Приди ко мне, брате,
в Москов". В этом поселении по словам летописца был дан "обед силен".
Князья одарили друг друга дорогими подарками, в часности, Святослав
подарил Юрию охотничьего гепарда. Этот год (первое летописное
упоминание о Москве) принято считать официальной датой основания
города. Вероятно, здесь был заключен военный союз между князьями.
Москва была пограничным городком между северным Суздальским и
южным Чернигово-Северским краем. Городок был тогда княжеской
усадьбой или, точнее, станционным двором, где Суздальский князь
останавливался при своих поездках в Киев и обратно. Двор должен был
иметь значительное хозяйственное обзаведение.
   Из этой же летописи видно, что на высоком холме, названном
впоследствии Боровицким, омываемом реками Москвой и Неглинной,
шумел сосновый бор, в котором находилось небольшое укрепленное
поселение ремесленников и торговцев. Вокруг крепости располагались
деревни и села.
   Ранее эти земли принадлежали богатому местному боярину,
суздальскому тысяцкому Степану Ивановичу Кучке. Поэтому Москва
сначала носила другое более раннее название - Кучково. Дом С. И.
Кучкова находился в районе Чистых прудов. В память об этих
стародавних событиях долгое время сохранялось название "Кучково
поле" (улицы Сретенка и Лубянка) .
   По преданию князь Юрий Долгорукий, разгневанный каким-то
дерзким поступком боярина С. И. Кучки, повелел его убить, а его
владения взять в казну. Через некоторое время князь Юрий Долгорукий
приехал вместе с сыном Андреем посмотреть имение убитого боярина.
Здесь еще жили сироты Кучки: два сына и дочь. Необыкновенная
красота девушки поразила обоих князей. Сын умолял отца позволить ему
жениться на ней и Юрий дал разрешение на свадьбу. Братьев же
невесты взял к себе на службу. Между тем, красивые места так
понравились Юрию, что он надумал основать здесь городок и назвать
его по имени реки Москвой.
   Поселение на этом месте существовало задолго до появления в
здешних местах князя Юрия Долгорукого. При строительстве здания
Оружейной палаты в 1847 году, неподалеку от древней церкви
Рождества Иоанна Предтечи были найдены две большие серебряные
серьги-рясы, относящиеся к языческому времени. При строительстве
фундамента для храма Христа Спасителя в числе других предметов были
найдены два серебряных арабских диргема, относящихся к 862 г. и 866 г.
   В более поздних летописях появилось указание на то, что Москва
была основана значительно ранее 1147 года. Основание Москвы
приписывается князю Олегу, который в 880 году пришел на Москву-реку
и заложил в устье реки Неглинной городок, назвав его по имени реки
Москвой: "Олег же нача городы ставити многие и прииде на реку
глаголемую Москву, в нея прилежать реки Неглинная и Яуза, и
поставити град не мал и прозва его Москва и посади на княжение
сродников своих". Это утверждение вошло в сборник "Пантеон
Российских Государей".
   В 1672 г. польский ученый Феодосий Софонович составил
"Хронику з Летописцев стародавных, з Нестора Печерскаго и инших,
также з хроник Польских о Руси, отколь Русь почалася". В главе "Отколь
Москва взяла свое название" Феодосий Софонович пишет, что город
Москва, а также все славяне произошли прямо от праотца Мосоха. Князь
Мосох (или Мос) пришел на эти земли и назвал первую реку своим
именем и именем своей жены (Ква) - Москва. Основал город, назвав его
по имени реки - Москвой. Вторую реку назвал именами своих детей:
сына (Я) и дочери (Вузы) - Явузой (Яузой) .
   "Начать же селиться на сем предъизбранном и предлюбезном его
и преднадвысочайшем и всепрекрасном месте своем Московском над
двумя реками, на нем же и ныне есть место всепреславном, святый и
предцарствующий и славою предъименитою предъвозсиятельствующий
и предпреименованный всепревеликий град Москва по имени реки тоя
Москвы под ним сущая и текущая стоит. Сию же реку тогда сущую
безыменитую бывшую от исперва, он Мосох князь, во пришествии
своем к ней и поселении прекрасном и излюбленном, преименовал ее
Мосох по имени своему, самого себя и жены своея княгини прекрасныя
и прелюбезныя, нарицаемая Квы. И тако по сложению общекупному
имен их, князя нашего Моса и княгини его Квы красныя преднаречеся
тогда река та до них самих изначала безыменитая предбывшая, Москва
река прозванием их и от тогда, даже убо и до днесь тако зовома она есть.
Вторую же меншую реку, впадшую и текущую в ту же Москву реку,
преименовал Мосох вместо чадородий своих честных, сына своего
первородного, именуемаго сице Я, именем и прозванием своим так
зовома Я, тогда же с ним предприбывшаго, и во имя дщери своея Вузы
прекрасны и прелюбезныя, тако предзовомыя, с ним же тогда
предприбывшия. И тако же назва реку ту безыменитую вторым
прозванием и тех же детей своих общекупным их именованием Явуза
реку. И та река Яуза, даже и доныне такожде звашеся".
   Тверская летопись XVI века утверждает, что князь Юрий
Долгорукий заложил град Москву в 1156 году. "Князь великий Юрий
Володимерич, заложи град Москву, на устниже Неглинны, выше реки
Аузы". На Боровицком холме возводится крепость с восьмиметровым
валом и мощной по тем временам деревянной стеной, достигавшей три
метра в высоту и тысяча двести метров в длину. Москва становится уже
не княжеским городком, а целым городом, где располагалась княжеская
военная дружина. Главным двигателем в создании таких городов всегда
являлся народный промысел и торг. Постройка города показывала, что
эти места были достаточно заселены. О весьма значительном населении
свидетельствуют многочисленные курганы по верхнему и нижнему
течению Москвы-реки.
   Город служил прибежищем населению окрестностей в случае
нападения врагов. Он был также сторожевой крепостью со стороны
Смоленских (Литовских) и Новгородских неприятелей, а также со
стороны южных врагов защищал новый стольный город Владимир.
   Москва долгое время была провинциальным городом
Владимиро-Суздальского княжества. Она доставалась в удел младшему
сыну Владимирского князя, так как более крупные владения получали
старшие сыновья. Князья появлялись в Москве лишь на короткое время.
В 1176 году после смерти князя Андрея Боголюбского московляне
принимают активное участие в княжеских усобицах, отстаивая права
своего старшего города Владимира. В 1177 году к Москве с войском
подошел Рязанский князь Олег, разорил и сжег ее. Этим событием
начинается длинный ряд пожаров, опустошавших город. Однако стены
города, построенные при Юрии Долгоруком, просуществовали до зимы
1237-1238 года, когда полчища монголо-татар под предводительством
хана Батыя разграбили и сожгли Москву. В 1263 году после смерти князя
Александра Невского Москва досталась младшему его сыну Даниилу. С
тех пор Москва становится стольным городом особого княжества с
постоянным князем: Даниил стал родоначальником московского
княжеского дома.
   Таковы исторические свидетельства об образовании Москвы,
города, который сыграл в истории Российского государства
исключительно важную роль.
   ОБЪЕДИНЕНИЕ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ ВОКРУГ МОСКВЫ
   К концу XII века Киев утратил значение общерусского центра.
Южная Русь потеряла свое влияние, что было связано с феодальной
междуусобицей. Однако, в период раздробленности идеи державности,
православного монархизма не умерли в сознании народа и его
выдающихся вождей, таких как Александр Невский, Андрей
Боголюбский. Идеал сильной царской власти, освящаемой православной
церковью и цементирующей общество в единую сильную державу, Русь
приняла от Византии вместе с христианством. Особенности суровых
природно-климатических условий Руси способствовали закреплению
этого идеала в самосознании населения. Сильная монархическая власть
оказывалась наиболее приемлемой для управления страной с
обширными территориями и разноплеменным населением.
   Монголо-татарское нашествие было воспринято православным
сознанием как испытание веры. Это испытание обогатило народ
твердым пониманием своего державного долга. В 1453 г.
Константинополь пал под ударами Османской империи, Византия
окончательно потеряла свою независимость. Именно тогда на Руси
зарождается идея "Москва-Третий Рим", которая определяла русское
государство как центр православия.
   Ученые-историки объясняют возвышение Москвы
естественными географическими (близость реки) , экономическими и
другими причинами. Действительно, все они имели место. Но все эти
причины еще более приложимы к другим городам Северо-Восточной
Руси. Река Москва, давшая имя будущей столице, соединяла Среднюю
Волгу с Окой через Ламский Волок, по которому надо было
переволакивать лодки сушей, на руках, что нельзя считать удобным. Да и
сама Москва выросла не на Волоке Ламском, а на излучине Москвы.
Близость Оки и Верхней Волги имела большое торговое значение, но не
могла стать главной причиной для вознесения мало известной
деревушки до роли центра объединения русских земель и столицы
будущей империи.
   Пересечение "больших дорог", которое, как считают,
обеспечивало Москве бурный рост, в те времена реально представляло
пересечение тропинок, затерянных в бескрайних лесах. Например,
"великая Владимирская дорога" упоминается лишь один раз в одной из
летописей конца XIV века, когда Москва была уже общепризнанным
центром русских земель.
   Что же послужило причиной возвышения маленького удельного
княжества, площадь которого в первой четверти XIV века была намного
меньше площади Тверского княжества и равнялась 35000 кв. км. Одной
из причин стала мудрая политика московских князей, начало которой
положил Иван Калита (1325 - 1340) . С этого времени начинается
бурный рост Московского княжества, укрепление его авторитета среди
русских князей. По взаимному согласию с митрополитом Петром Иван
Калита перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву. "Если
послушаешь меня, - говорил старец Петр князю, убеждая его в особой
роли Москвы для будущего Руси, - то и сам прославишься родом своим
паче иных князей, и град твой будет славен пред всеми градами
русскими, и святители поживут в нем, и взыдут руки его на плещи
врагов его, и прославит себя Бог в нем! " Калита приказал соорудить в
центре Кремля каменный собор Успения Пресвятой Богородицы, чтобы
митрополиту не зазорно было переезжать из знаменитого
Владимирского Успенского собора. С 1326 года, то есть с момента
переезда митрополита из Владимира в Москву, Москва становится
центром православия на Руси, а значит и центром земель русских. Это
сыграло важную роль в дальнейшей судьбе города.
   Калита понял ордынскую политику по отношению к русским
князьям, нашел ее слабые стороны, нейтрализовал ее губительное
действие. Он очень точно уловил, что нужно Орде в тот момент, когда
тверской князь убил его брата: регулярный сбор дани хану, минуя
ордынских вельмож, успевших своими грабительскими набегами на Русь
перехватить значительную долю того, что предназначалось хану. Все это
происходило тогда, когда хан поощрял русских князей к соревнованию:
кто больше даст за ярлык на великое княжение. Воспользовавшись
восстанием в Твери против ордынских сборщиков дани, Иван Калита со
своим отрядом принял участие в карательном походе хана против
тверичей. Это спасло Москву от набега. Тверское княжество не смогло
больше соперничать с Московским. Иван Данилович получил ярлык на
великое княжение и право собирать "ордынский выход" со всей Северо-
Восточной Руси. Никоновская летопись сообщает, что как только Калита
укрепился на великокняжеском столе, наступила великая тишина на
Русской земле, и татары "перестали ее воевать". Однако, тишина эта
была обманчива. Иван Калита откупался от Золотой Орды, собирая
дань. Немалую толику оставлял он и себе для укрепления Москвы.
   При Иване Даниловиче получил окончательное воплощение
новый принцип строения государства - принцип этнической
терпимости. Подбор на службу осуществлялся по деловым качествам,
независимо от этнической принадлежности, но при условии
добровольного крещения. На службу принимали и татар, бежавших из
Орды, и православных литовцев, покидавших Литву из-за
католического давления, и простых русских людей. Силой, связующей
всех, кто пришел на службу к московскому князю, стало православие.
Спасаясь от татар, русские люди собирались к Москве, которая могла их
защитить.
   Иван Калита заложил основы могущества Московского
княжества. Именно его называют собирателем земли Русской.
Митрополит Алексей, ставший после смерти Ивана Калиты
фактическим главой государства, добился от Золотой Орды того, что
великое княжение было закреплено за династией московских князей.
Это способствовало укреплению Москвы, предотвращению
междоусобных войн за право получения ханского ярлыка на великое
княжение.
   Начиная с Дмитрия Донского (1369 - 1389) московские правители
усвоили взгляд на себя как на защитников православия. Время Дмитрия
Донского и его преемников - это время духовного подъема на Руси,
время возрождения в русской культуре, творческих исканий и
достижений Андрея Рублева, монашеского подвига и духовного влияния
преподобного Сергия Радонежского. Победа, одержанная общерусским
войском под началом Дмитрия Ивановича над полчищами Мамая в 1380
году, окончательно закрепила за Москвой значение политического и
духовного центра Руси. Эта историческая победа на Куликовском поле
развеяла миф о непобедимости Орды, стала сильнейшим фактором
единения русских земель. В. О. Ключевский справедливо указывал, что
Московское государство родилось на поле Куликовом. После
Куликовской битвы Орда, несмотря на разорительный поход хана
Тохтамыша на Москву в 1382 г., не смогла восстановить в прежнем
объеме свою власть над русскими землями. Она была вынуждена
признать политическое главенство Москвы на Руси. Перед смертью
Дмитрий Донской передал своему старшему сыну Василию I (1389 -
1425) по завещанию великое княжество Владимирское как "отчину"
московских князей, не признавая тем самым право хана выдавать ярлык.
Процесс слияния Владимирского княжества и Московского завершился.
   Завершающий вклад в процесс объединения русских земель
вокруг Москвы внесли такие выдающиеся государственные деятели как
Иван III (1462 - 1505) и Василий III (1505 - 1533) .
   Опираясь на поддержку церкви, дворянства, посадского
населения, крестьян, Иван III смог заложить основу империи и довести
до конца борьбу против чужеземного ига. Иван отказался платить дань
хану Ахмату, растоптал ханскую басму (изображение хана) и отправил
одного из послов передать хану, что с ним поступят так же, как с басмой,
если он не оставит Русь в покое. Ахмат с войском пришел покарать
непокорного "данника". Летом 1480 г. его войска подошли к
пограничной московской реке Угре, северному притоку Оки и
расположились лагерем в ожидании помощи от своего союзника
литовского князя Казимира. Союзник не пришел, ибо дальновидный
Иван III заручился союзом с крымским ханом Менгли-Гиреем, который
направил свои войска против Литвы. Московская рать встала на
противоположном берегу Угры, но ни Иван III, ни Ахмат не рискнули
начать сражение. Знаменитое "стояние" на Угре продолжалось до
глубокой осени. Затем войско Ахмата покинуло пределы русской земли.
   При Иване III московские наместники водворились в бывших
княжеских столицах - Нижнем Новгороде, Суздале, Ярославле, Ростове,
Стародубе, Белоозере. В 1478 г. Иван III завоевал Новгородскую
феодальную республику. Вслед за Новгородом московские войска
завоевали Тверское княжество. В конце жизни Ивана III именовали в
государственных документах, в челобитных и иностранной переписке
"царем всея Руси" или "государем всея Руси". К этому были все
основания. Почти вся территория Древней Руси, за исключением
территорий, захваченных Польшей, вошла в состав Московского
государства.
   Таковы были основные факторы, политические, географические,
экономические и духовные, которые способствовали собиранию русских
земель вокруг Москвы.
   МОСКВА ПРИ ИВАНЕ КАЛИТЕ Долгое время Москва была
одним из второстепенных городов, не всегда имевших даже своего
князя. Во времена монгольского нашествия Москва подверглась
разорению, но в начале XIV века она быстро выдвигается как стольный
город одного из сильнейших княжеств Северо-Восточной Руси, а со
времени князя Ивана Калиты в Москве сосредоточивается дело
объединения Руси и руководство борьбой за освобождение от татаро-
монгольского ига.
   Преобладание Московского княжества над другими русскими
землями установилось не сразу. Потребовалась длительная и кровавая
борьба московских князей с тверскими и другими князьями для того,
чтобы Москва заняла, наконец, первенствующее место. Однако, уже в
первой половине XIV века она делается столицей самого сильного
княжества Северо-Восточной Руси.
   Иван Данилович Калита стал преемником своего брата Юрия
Московского, который погиб от руки тверского князя Дмитрия
Михайловича в 1325 году в Золотой Орде. Начался новый тур борьбы
Москвы и Твери за великое княжение.
   В 1328 году золотоордынский хан Узбек дал великое княжение
Калите. Калита сумел превратить покровительство хана Золотой Орды в
оружие, при помощи которого он устранял опасных соперников и
подчинял себе удельных князей. Князь Иван старался покупать у
обедневших удельных князей их владения, тем самым за годы своего
княжения довольно существенно расширил пределы княжества, в
частности, приобрел старинный город Ростов.
   Иван Калита, опираясь на поддержку хана, взял на себя функцию
выплаты дани за всю Русь. Князь Иван покупал волость за волостью,
серебром добывая то, что не удалось добыть прежним князьям великой
ратной силой. Эта политика Калиты имела громадное значение для
дальнейшего объединения русских земель вокруг Москвы.
   Быстрый рост хозяйственного и политического значения Москвы
в первой половине XIV века был основной причиной того, что она
сделалась местоприбыванием русских митрополитов, резиденцией
которых ранее был город Владимир. Власть митрополитов "всея Руси"
была сильна тем, что она была централизована и распространялась на
все русские княжества. Перенос резиденции митрополита в Москву
означал, что этот город делается общерусским церковным центром.
Выбор Москвы центром русской православной церкви был обусловлен
несколькими причинами. Москва являлась богатым, сравнительно
безопасным городом. Но гораздо существеннее было то, что сильный
московский князь мог лучше обеспечить ее экономические и
политические привилегии.
   В свою очередь церковь - могущественная феодальная
организация поддерживала московских князей в их объединительной
политике. Митрополит Петр подолгу жил в Москве. В построенном
Иваном Калитой Успенском соборе он сам приготовил себе гробницу, в
которой и был погребен. Преемник Петра грек Феогност окончательно
утвердил митрополичий престол за Москвой, которая с 1326 года стала
церковной столицей Руси.
   Общий хозяйственный подъем, наблюдавшийся в Московском
княжестве, и политические успехи московских князей способствовали
дальнейшему росту города. Москва обросла торгово-ремесленными
посадом и слободами. Основная масса населения селилась за пределами
кремлевских стен, между Москвой-рекой и Неглинной. Эта часть города
называлась "Великим посадом". Но уже намечались другие части города:
Заречье, впоследствии называемое Замоскворечье, и Занеглименье.
Центром Москвы был Кремль. Построенный в 1339 году, Кремль
отличался от укреплений XII века в основном размерами и мощностью
валов. Ров его должен был быть шире и глубже, вал мощнее и выше. Эта
крепость должна была выдерживать уже не только непосредственно
штурмы, но и обстрел из неогнестрельных метательных орудий
(камнеметов, стрелометов) . Территория Кремля 1339 г. определяется
довольно точно. Она расширилась и к северу, и к востоку. Угол крепости
со стороны реки Неглинной был примерно там, где сейчас находится
Вторая Безымянная Башня Кремля. Что касается внутренней застройки
Кремля, то главную роль здесь играли двор самого князя и двор
митрополита. После постройки нескольких каменных соборов
образовалась целая площадь - Соборная. Кремль окончательно приобрел
тогда вид резиденции крупного средневекового государства,
феодального центра большого города.
   В Москве одновременно с постройкой новых укреплений
производилось крупное гражданское строительство. Время Калиты
отмечено первым строительством каменных зданий в Москве. Вслед за
Успенским собором были воздвигнуты каменные церкви Ивана
Лествичника и Спаса на бору. Церковное строительство Калиты
завершилось созданием каменного собора Михаила Архангела,
получившего название княжеской усыпальницы.
   Об Иване Калите напоминают в Москве названия
Калитниковское кладбище, Большая, Малая и Средняя Калитниковские
улицы, Малый и Новый Калитниковский проезд. Все они находятся на
земле, подаренной Иваном Калитой в XIV веке Крутицкому подворью,
почему эта местность и носила название "Калитниково".
   С татарами при Иване Калите Москва вела обширную торговлю,
и многие татары переселились на постоянное местожительство в
Москву. О торговой дороге в Орду, или Ордынской дороге, напоминают
улицы Большая и Малая Ордынка. Татарские слободы размещались
главным образом в Замоскворечье, там где теперь Большая и Малая
Татарские улицы. Здесь поселились целой слободой устные
переводчики - "толмачи". О них напоминают Толмачевские переулки.
   Татары пригоняли в Москву на продажу целые табуны лошадей.
Многие лошади, не выдержав трудностей долгого пути, гибли. Татары
сдирали с них шкуры и обрабатывали кожу ручным способом на
Москве-реке, пониже своих слобод. Отсюда местность в течение веков
стала центром кожевного производства и носила название "Кожевники",
сохранившейся до сих пор в названии Кожевнической улицы и четырех
Кожевнических переулков у Павелецкого вокзала.
   Общее впечатление от Москвы времен Ивана Калиты остается
как о небольшом, но быстро расширяющимся и набирающем мощь и
силу городе. Москва постепенно превращалась в крупнейший
ремесленный и торговый центр Северо-Восточной Руси.
   МОСКВА ПРИ ДМИТРИИ ДОНСКОМ
   В 1362 году старанием московского боярства и митрополита
Алексия ярлык на великое княжение был приобретен для московского
князя Дмитрия Ивановича. Достигнув совершеннолетия, Дмитрий начал
вести энергичную политику, он расширяет пределы своего княжества,
приобретя ряд городов с их округами (Калугу, Медынь, Дмитров,
Стародуб и т.д.) . Дмитрий вел успешную борьбу со своими русскими
соперниками: великими князьями тверским и рязанским, которые
заключили союз с великим князем Литовским Ольгердом. Два раза
подходил он к Москве в 1368 г. и 1370 г., но оба раза Москва с честью
выдержала нападение сильного литовского войска. А в 1372 г. при
новой попытке Ольгерда подойти к Москве, Дмитрий Донской встретил
его на Оке, вблизи города Любутска, и принудил заключить мир.
   В 1367 г. возводится мощная белокаменная крепость -
Московский Кремль. Белокаменные стены практически охватили почти
всю территорию существующего Кремля,… Продолжение »

ИВАН © 2009-2010 ЮДИЧЕВ

Сделать бесплатный сайт с uCoz