…ывающая юг и север равнины. 
   Очертания “печорского треугольника” почти совпадают с контурами Печорской 
же впадины в недрах, где фундамент глубоко погружен. Ещё недавно полагали, что это 
жёсткая глыба, которая заставляла расходиться складки Урала и Тимана, а Урал – 
изгибаться на переходе к Пай-Хою. Но сам Тиман оказался валообразным поднятием 
глубинного фундамента, а в недрах впадины обнаружили складчатый палеозой. Через 
всю восточную половину бассейна протянулся Предуральский передовой прогиб, в 
котором фундамент опущен до 9 километров! Только запад лежит в пределах 
платформы, но и здесь до фундамента приходится добуриваться сквозь толщу в 4-6 
километров. Над нефтеносными песчаниками девонского возраста залегают 
известняки карбона, угленосные и гипсоносные пермские свиты. Там, где известняки и 
гипсы подходят к поверхности, возникли карстовые просадки и причудливые пещеры, 
в которые словно вмурован не таявший с незапамятных времён лёд. Величавы 
обрывистые ущелья рек, дорывшихся до известняков. Ущелье Богатырей с 
исполинскими изваянными природой головами в шлемах… Скальная стена Замок… А 
над гофрированными пластами мезозоя лежат перемытые морены и отложения талых 
вод. Лесные и болотистые ландшафты на таких песках заслужили имя Печёрского 
полесья. <рис 10> Таёжный Тиман расплывчатее тундрового, высоты редко 
превышают 200-300 метров, и только Четласский Камень поднимается до отметки 463 
метра. Выровненная поверхность была бы совсем плоской, но её слегка приподняли 
новейшие движения, и русла вновь углубились в скальный цоколь. Обширны болота – 
забываешь, что находишься на возвышенности. 
   Столетиями припечёрские земли слыли “пустолежащими” , хотя о “горюч-
камне” – угле поговаривали уже в начале прошлого века, а вёдра с ухтинской нефтью 
привозили в Москву и более трёх столетий назад. В 1930 году было разведано 
месторождение нефти в Чибью – будущей Ухте, а на Воркуте обнаружены угли. В годы 
войны начавшаяся на Печоре добыча угля помогала хоть частично восполнять ущерб 
от временной утраты Донбасса. 
   Печорский угольный бассейн с запасами в сотни миллиардов тонн 
расположился в кармановидной впадине между Полярным Уралом, Пай-Хоем и 
кряжем Чернышева. Тундра и лесотундра вокруг десятков шахт необратимо 
преобразованы – загромождены пирамидами террикоников, жидкое редколесье и 
ягельные пастбища отодвинуты на многие километры. Запад Печёрского бассейна 
лежит в переделах не столь глубокого прогиба платформы, тут втрое тоньше пермские 
пласты, меньше угля, а и он только бурый, высокозольный. Его добывают у Инты. 
   Тимано-Печорский нефтегазоносный район – северный сосед богатейшего 
Волго-Уральского пояса. Ухта – его сердце, в Яреге добывают шахтную густую нефть и 
асфальтит. В среднем течении Печоры открыто газоконденсатное месторождение 
Вуктыл. 
   Крайний север и всё Припечорье – земля традиционных промыслов – морского 
и речного рыболовства и, конечно, охоты, среди объектов которой есть звери таёжные, 
тундровые и морские. Леса среднепечорского юга дают огромное кол-во древесины, 
питают лесохимию. 
   Велика и многоводна осевая артерия края – Печора. Длина её достигает 1800 
километров. В верховьях она горная, бурная в среднем течении в её долине чередуются 
трубы – крутощёкие узости с перекатами – и привольные плесы в расширениях. В 
низовьях на километр-полтора распластывается её студёная гладь, чем ближе к устью, 
тем больше дробящая на рукава – их здесь, как и проливы на Новой Земле, называют 
шарами. 
   Грандиозны разливы Печоры, когда низовья ещё скованы льдом, а с верховьев, 
растаявших раньше, уже катятся вешние воды, поднимая уровень до 10 метров. Они 
заливают бескрайнюю пойму со всеми её островами и “шарами” . До самого изголовья 
обширной дельты проникают нагонные течения из моря. 125 кубических километров 
воды в год несёт Печора морю, опресняя его и немного подогревая. 
   Близ устья река так водообильна, что на её берегу, более чем в ста километрах от 
Печорской губы, вырос морской порт Нарьян-Мар. Здесь, в порту столицы Ненецкого 
автономного округа, печорский лес и уголь перегружаются с речных судов на морские.