…и, которые в рельефе выражены уступами и резкими перегибами
геоморфологической поверхности. Мелкогорные участки хребта подвергались
восходящим движениям меньшей интенсивности и в какой-то мере являются
реликтами доверхнемеловых форм рельефа. Плоскогорья и платообразные поверхности
характерны для бассейнов рек Алчан и Бикин (нижнее течение) . Они перемежаются с
узкими впадинами, остаточными от мелового этапа развития рельефа. Над плоскими и
платообразными поверхностями возвышаются отдельные мелкие экструзивные,
вулканические и вулкано-плутонические купола, высоты которых возрастают по мере
продвижения на север. Стрельниковский низкогорный хребет протягивается вдоль
северо-западной границы края. Участками он мелкогорный. По условиям
формирования он напоминает хребты Синий, Восточный Синий и Холодный.
Нижнебикинская и Алчанская внутригорные впадины сформировались в кайнозое. В
настоящее время они вовлечены в слабое поднятие, их поверхности интенсивно
расчленяются. Об этом свидетельствуют реликты базальтовых плато. Южная часть
Сихотэ-Алинской горной области представлена низкогорными хребтами
Пржевальского, Ливадийского, южным окончанием Сихотэ-Алинского и
Макаровским. Все они, кроме последнего, ориентированы субширотно и имеют
магматогенное происхождение. В этой же зоне находится Шкотовское плато базальтов
плиоценового возраста. Хребты разделены понижениями в рельефе, занятыми
долинами рек высоких порядков. На границах с кайнозойскими впадинами
располагаются плиоцен-четвертичные низкогорные валообразные поднятия. Горная
страна Сихотэ-Алинь, таким образом, состоит из серии сводово-глыбовых хребтов,
разделенных внутригорными впадинами большей частью возраста. Поперечная
зональность связана с кайнозойскими дизъюнктивными структурами, но место их
заложения было предопределено более ранними событиями. Комбинация
диагональных и ортогональных дизъюнктивных зон создала ячеистую структуры
Сихотэ-Алинской горной области. Границами частей являются зоны разломов, а их
массивные центральные зоны имеют максимальные высоты. Этими элементами
определяется устойчивость горной области в целом, ее элементов и блоков. Восточно-
Маньчжурская горная область заходит на территорию края лишь своими восточными
отрогами. Это низкогорные глыбовые хребты Пограничный и Черные Горы и
Борисовское плато базальтов. Хребты имеют поздненеогеновый-четвертичный
возраст, что доказывается целым рядом фактов. Самыми важными из них являются
реликты чехла кайнозойских депрессий, занимающие наиболее высокие части рельефа.
Борисовское плато представляет собой купол (радиус 40-50км) с выположенной
центральной зоной (до 5) , крутой (10-20) промежуточной зоной и пологой (менее 5) –
краевой. Горные хребты сочленяются со смежными впадинами по уступам и резким
перегибам склонов, а плато плавно сменяется межгорной равниной. Раздольнинско-
Приханкайская межгорная впадина - равнина протягивается от нижнего течения р.
Туманган и до устья р. Большая Уссурка. На ее продолжении находится
Нижнебикинская впадина. Равнинная часть межгорной впадины занимает нижнюю
геоморфологическую ступень. Это ванны Амурского залива, оз. Ханка и залива Посьет
с его бухтами, заболоченные пространства в их прибрежных частях. Здесь
палеогеновые, неогеновые, нижне- и среднечетвертичные отложения погребены под
более молодыми. Поверхность промежуточной геоморфологической ступени имеет
увалистую поверхность, осложненную местами отдельными холмами или их
группами. Это обычно горсты – останцы, разделяющие кайнозойские депрессии,
грабены и грабен синклинали, выполненные рыхлыми и слабо сцементированными
палеогеновыми и неогеновыми осадочными и осадочно- вулканогенными породами с
пластами бурых углей рабочей мощности. Рельеф верхней геоморфологической
ступени межгорной впадины представлен холмогорьем и редкими увалами,
мелкосопочником и мелкогорьем. Реликты кайнозойских впадин представлены грабен-
синклиналями, мульдами и пологими понижениями с маломощным чехлом главным
образом неогеновых пород. Хорольский мелкосопочник разделяет Приханкайскую
группу впадин от Раздольнинской. Имеется мелкогорная перемычка между Славянской
и Хасанской группой впадин. Вдоль западного побережья Амурского залива и залива
Посьет сохранились руины кайнозойских вулкано-тектонических структур, большая
часть из которых опущена (обрушена) под уровень моря. Центры вулканической
деятельности известны на всем протяжении межгорной впадины, которая
формировалась в зоне регионального Уссурийского глубинного разлома. Он активен и
в настоящее время, о чем свидетельствуют очаги землетрясений. В качестве примера
вулканических структур можно назвать Барановский вулкан, отпрепарированный
рекой Раздольной. Нижняя геоморфологическая ступень в четвертичное время
погружалась и, по-видимому, погружается в настоящее время. Верхняя
геоморфологическая ступень воздымается и местами довольно активно.
Промежуточная ступень играет роль шарнира. Здесь движения малоамплитудные,
разнонаправленные. Вдоль побережья залива Петра Великого и Японского моря на
востоке края протягивается узкая полоса мелкогорного и холмогорного рельефа,
формирование которого тесно связано с Япономорской впадиной. Эта зона в
тектоническом отношении в настоящее время более активна, чем Сихотэ-Алинская
горная область. Рельеф Приморья все время видоизменяется. В одних местах весьма
активно, в других – менее активно. Здесь коротко охарактеризованы лишь его макро- и
некоторые мезоформы. Их разрушение экзогенными процессами (сверху) зависит от
многих факторов, в том числе и климата, который не играл особой роли при
формировании описанных выше форм. Группировки микроформ рельефа их типы и
виды, скорости формирования и продолжительность жизни разнообразны, но все же
тесно связаны с макро- и мезоформами. Макроформы Сихотэ-Алинская, Восточно-
Маньчжурская и Раздольнинско-Приханкайская образуют основной фон рельефа.
Мезоформы (зоны и геоморфологические ступени) являются его структурным каркасом,
который назван ячеями. Микроформы являются узором, который природа
"разукрасила" мезоформы. Макроформы можно обозреть из космоса, мезоформы – с
высоты птичьего полета или при панорамных видах. Некоторые микроформы можно
накрыть даже ладонями рук. Микроформы рельефа могут быть и рукотворными и, если
они созданы с умом, то служат человеку, если без оного – "мстят" ему.
КЛИМАТ
Климат Приморского края умеренный, муссонный, влажный, отличается
многими особенностями. На его формирование оказывают влияние географическое
положение, солнечная радиация, движение воздушных масс (циркуляция) , характер
подстилающей поверхности.
ВЛИЯНИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ НА КЛИМАТ
Приморье располагается на восточной окраине Евразии – величайшего
материка земного шара – и на западном побережье Тихого океана – самого большого
океана на Земле. В то же время Приморский край расположен на юге умеренного пояса
Северного полушария и значительно вытянут в меридиональном направлении. От
географического положения зависит величина и распределение солнечной радиации
по территории края, и, следовательно, степень нагревания земной поверхности,
продолжительность дня и ночи, циркуляция воздушных масс. Южное положение
территории края определяет положительность дня летом – около 16 часов; зимой этот
показатель не превышает 8 часов. Такая продолжительность дня определяет
значительное поступление солнечной радиации в зимнее время по сравнению с
северными районами нашей страны.
СОЛНЕЧНАЯ РАДИАЦИЯ
По количеству солнечного тепла Приморье занимает одно из первых мест в
нашей стране, не уступая даже таким территориям, как Крым и Черноморское
побережье Кавказа. За год на территорию Приморья поступает солнечного тепла (110-
115 ккал/смІ) . Наибольший приток солнечного тепла происходит зимой (80-85 % от
теоретически расчетного количества) , потому что в это время отмечается наибольшее
количество дней с безоблачным небом. Летом значительная пасмурность и туманы
снижают приток прямой лучистой энергии, и, наоборот, увеличивают долю
рассеянной (которая в это время составляет 40-50% от суммарной радиации) . Общее
количество солнечного тепла во Владивостоке, окруженном со всех сторон морем,
достигает 120 ккал/смІ, в то время как в Санкт-Петербурге оно равно 82 ккал/смІ, в
Карадаге (Крым) - 124 ккал/смІ, в Ташкенте – 134 ккал/смІ.
ЦИРКУЛЯЦИЯ АТМОСФЕРЫ
Характерный для всего Дальнего Востока муссонный климат в Приморье
проявляется особенно ярко. Поверхность суши и океана нагревается солнечными
лучами, а затем остывает неравномерно. Зимой суша остывает быстро. В это время
холодные, плотные и тяжелые массы воздуха зарождаются в центре Азиатского
материка (над районами Северной Монголии и юга Восточной Сибири) и образуют
область высокого атмосферного давления – Сибирский антициклон. В это же время
вода охлаждается медленнее, это ведет к образованию над северо-западной частью
Тихого океана области пониженного атмосферного давления – Алеутского минимума.
Из-за разницы давления переохлажденный, плотный, сухой воздух из Сибири как бы
стекает к побережью более теплого океана. При этом он заполняет территорию нашего
края и устремляется в область пониженного давления над Тихим океаном. Над
Приморьем устанавливается холодная, но сухая и солнечная погода. Господствующие
ветры в это время – западных и северо-западных направлений. Эти воздушные потоки
образуют зимой континентальный муссон, особенно значительной силы они
достигают на побережье. Летом суша прогревается быстрее, над ней формируется
теплый воздух и над материком в это время образуется область низкого давления.
Тихий океан в это время холоднее суши и давление над ним выше – здесь формируется
область высокого атмосферного давления. Влажный, менее теплый воздух со стороны
океана и морей устремляется на материк. Так у нас образуется летний тихоокеанский
муссон с ветрами южных и юго-восточных направлений. В первую половину лета, из-
за того, что вынос воздушных масс идет с Желтого, Японского и Охотского морей,
летний муссон несет с собой мелкие моросящие дожди. Он не обладает большим
запасом влаги и оставляет ее в основном на прибрежных хребтах и сопках. Поэтому во
Владивостоке в конце весны и первой половине лета (май-июнь) часто бывает
пасмурная дождливая погода, но уже в расположенном в 100 км к северу Уссурийске, а
тем более в Гродеково и Спасске, в это время число ясных дней больше, чем
пасмурных. Во второй половине лета и ранней осенью муссон охватывает всю
территорию края и несет большое количество влаги. В это время идут интенсивные и
продолжительные ливневые дожди, нередко сопровождающиеся мощными,
пришедшими из тропических районов циклонами-тайфунами. Континентальный
зимний муссон заметно преобладает над морским: ветры северо-западного и северного
направлений господствуют во Владивостоке с сентября по март, а в Партизанске даже
с сентября по апрель. Именно поэтому число часов солнечного сияния так велико.
Поэтому же в Приморском крае устанавливается необычайно холодная для столь
низких широт зима. Владивосток имеет среднюю температуру января – 14,4o, а город
Сочи, лежащий примерно на той же широте, имеет среднюю температуру воздуха в
январе +6,1o С. В зависимости от направления простирания хребтов, речных долин и
характера морских побережий в отдельных местах края, ветры в приземных слоях
могут менять свои основные направления. Особенности рельефа, направление
береговой линии приводят к образованию в Приморье местных ветров: бризов, фенов,
суховеев. Бриз наблюдается в защищенных бухтах побережья Японского моря, в
неширокой береговой полосе. Распространение бриза в глубь континента задерживают
горы. В летний период дневной бриз начинается обычно в 10-11 часов утра и
продолжается до захода солнца. Он дует с моря на нагретое побережье.
Продолжительность ночного бриза с охлажденного побережья на море – 6-7 часов. В
холодный период года в связи с сильным ночным охлаждением суши дневной бриз
менее продолжителен. Иногда в холодное время года в прибрежных районах
возникают относительно теплые сухие ветры – фены. Они образуются при
переливании воздушных потоков через хребты. Опускаясь, воздух нагревается и
становится суше. При этом повышается температура приземных слоев воздуха,
изменяется направление ветра. Весной фены ускоряют таяние снега. Западные районы
нашего края "посещают" суховеи, которые проникают со стороны северо-восточного
Китая и Монголии. Наиболее сильные, часто повторяющиеся суховеи характерны для
Приханкайской равнины в апреле-мае.
ТЕМПЕРАТУРА ВОЗДУХА
Характер циркуляции атмосферы и рельеф местности обусловливают
температурный режим Приморского края. Муссонная циркуляция создает здесь зимой
и летом более низкие температуры, чем на тех же широтах на западе материка. Зима
слишком холодная для таких сравнительно низких широт, особенно на участках,
открытых для свободного доступа холодного континентального воздуха. Наиболее
низкая температура воздуха наблюдается в долине р. Уссури, районе Приханкайской
низменности, в западных предгорьях и горах Сихотэ-Алиня. Средние температуры
января в этих районах составляют -20o, -4o. Абсолютный минимум -45o. В
Красноармейском и Пожарском районах местами температура понижается до -51o, -
52o. Самыми теплыми являются районы, расположенные на южном и восточном
побережье Японского моря (-10o, -14o) , но и здесь средние температуры ниже, чем на
соответствующих широтах. Так, на этих широтах на побережье США на 10o теплее, а
на побережье Франции даже на 20o теплее. Температура января изменяется с севера на
юг: различия достигают 10-12o. Значительны эти различия и в направлении с запада
на восток. Так в поселке Журавлевка (Чугуевский район) , расположенном на западном
склоне Сихотэ-Алиня, средняя температура января -23,9o, а в 140 км к востоку, в бухте
Пластун (Тернейский район) -12,5o. Зимой в горных районах края на высоте 400-500 м
наблюдается явление температурной инверсии. Температура здесь на несколько
градусов выше по сравнению с поймой долины, куда постоянно стекает и
скапливается холодный воздух. С инверсиями связан более ранний приход весны:
раньше зеленеют и распускаются листья в пределах верхних частей склонов. Поэтому
здесь часто расселяются более теплолюбивые виды растений, а более холодостойкие
растения расселяются в пределах подножий или занимают днища долин рек. Самый
теплый месяц в континентальных районах Приморья – июль, а на побережье – август.
Наиболее высокая температура воздуха характерна для Приханкайской равнины, юго-
западных районов края и составляет в западных предгорьях Сихотэ-Алиня 16,5o - 18,
8o, на Приханкайской равнине 18,5o - 20o, на побережье залива Петра Великого 15,5o -
17,8o, на восточном побережье Японского моря заметно холоднее 12,9o - 15,6o, а на
вершинах Сихотэ-Алиня 11,5o - 15,7o тепла. Таким образом Сихотэ-Алинь выполняет
двойную роль в распределении как зимних, так и летних температур на западных и
восточных склонах гор. Он является барьером, препятствующим свободному стоку с
континента на Японское море холодного воздуха зимой и переносу туда теплого
воздуха летом. Этот же горный барьер не позволяет проникать в глубь континента
холодному воздуху летом и относительно теплому морскому воздуху зимой. Вместе с
этим Сихотэ-Алинь способствует застою воздуха и сильному выхолаживанию его в
ночные часы зимнего периода. В результате средние месячные температуры воздуха в
январе на западных склонах Сихотэ-Алиня на 10-11o ниже, чем на восточных склонах.
АТМОСФЕРНЫЕ ОСАДКИ
По количеству осадков (500-900 мм в год) Приморье относится к зоне
достаточного увлажнения. Наибольшее количество осадков, 800-900 мм, выпадает на
западном побережье залива Петра Великого, в горах Сихотэ-Алиня – на восточных и
западных склонах. Годовое количество осадков здесь превышает испаряемость. Менее
увлажненными, особенно в весеннее – летний период, являются районы
Приханкайской равнины, где количество осадков 500-600 мм, а испаряемость местами
превышает это количество. Режим увлажнения территории характеризуется резко
выраженной сезонностью. Зимой перенос влаги с более теплого океана на материк
минимален. Поэтому даже на большой части береговой зоны зима характеризуется
малой облачностью и наименьшим за год количеством осадков. Летом и осенью
осадков выпадает около 70% годового количества, зимой – 10%. Наибольшее
количество пасмурных дней приходится на лето. Количество осадков увеличивается в
направлении с запада на северо-восток и юго-восток. В течение года до 20% осадков
выпадает в твердом виде. Раньше всего (в первой декаде октября) снежный покров
появляется на вершинах Сихотэ-Алиня. Число дней со снежным покровом в среднем
составляет в предгорьях и на вершинах хребтов 140-210 дней, на Приханкайской
равнине 85-140, на побережье Японского моря от 45 на юге до 140 дней на севере.
ЗИМА
Зима в Приморском крае продолжительная, с низкими температурами воздуха.
В центральных и северных районах края продолжается 4-5, на юго-западе 3-3,5 месяца.
Погода зимой преимущественно ясная, солнечная. В период выноса морского воздуха
ветрами южных направлений возможны оттепели с повышением температуры воздуха
до 3-4о тепла и выпадение осадков, в том числе дождей. В пределах береговой зоны
скорости ветра зимой значительны. Так, средние скорости ветра составляют всюду
более 5 м/сек, достигая местами на открытых участках 10 м/сек. Большие скорости на
вершинах хребтов Сихотэ-Алиня (свыше 10 м/сек) . В континентальных западных
районах зимний сезон характеризуется ясной безветренной или слабоветренной
погодой. Для межгорных долин характерно почти полное отсутствие ветров. Сильные
ветры со скоростью более 15 м/сек бывают здесь довольно редко, а местами
отличаются даже не каждую зиму. Метели в крае – не частое явление, и среднее число
дней с метелями колеблется от 5 до 25 дней за зиму. Первый снег появляется на
вершинах Сихотэ-Алиня уже в начале октября. Мощность снежного покрова невелика
и составляет 18-20 см. Наибольшая мощность снежного покрова – в горных районах,
где она достигает 85-100 см. В южных районах снежный покров неустойчив. С
приближением весны, уже в феврале, солнце и ветер быстро "съедают" снег,
разрушают лед.
ВЕСНА
Весна в Приморье холодная и продолжается 2-3 месяца. Типичным весенним
месяцем является апрель. Средняя температура апреля составляет +3-5o. Снежный
покров при значительной радиации сходит быстро, испаряясь и почти не образуя
талой воды. Заморозки в предгорьях и горах Сихотэ-Алиня могут быть до середины
июня, а на Приханкайской равнине – до первой половины мая.
ЛЕТО
Лето в Приморье теплое, а в районах, отдаленных от моря, даже жаркое. Но
сырое. На побережье лето влажное, сравнительно теплое, с частыми туманами.
Туманы здесь очень интенсивны, часто переходят в морось. Жаркие дни и теплые
ночи устанавливаются в Приморье в июле, на побережье – в августе. Со второй
половины мая начинаются дожди: то мелкие моросящие, то ливневые.
ОСЕНЬ
Осень в Приморье теплая, сухая, ясная и тихая. Температура воздуха
понижается медленно. Это время года называют обычно "золотой дальневосточной
осенью". Тепло сохраняется особенно долго в прибрежных районах, где осень – самое
лучшее время года. С середины сентября низкие ночные температуры преображают
лес, одевая широколиственные и смешанные леса в осенний красочный наряд. В
начале октября в полном разгаре листопад. В первой половине ноября на юге края, в
конце октября на севере наблюдается резкое похолодание.
РАЗЛИЧИЕ КЛИМАТА НА ТЕРРИТОРИИ КРАЯ И ЕГО ОЦЕНКА
Сихотэ-Алинь разделяет территорию края на западные и восточные районы,
существенно различающиеся по климатическим условиям. В западных районах климат
более континентальный, с холодной зимой и жарким летом. В восточных районах зима
теплее, а лето пасмурное и прохладное. В горах климат более влажный, чем на
равнине. Значительная протяженность края с северо-запада на юго-восток (более чем
900 км) обуславливает различие по количеству приходящей солнечной радиации, а
следовательно, по температуре, испаряемости и другим элементам климата. В качестве
характеристики тепловых ресурсов чаще всего применяются показатели суммы
средних суточных температур за период активной вегетации большинства
сельскохозяйственных культур – период со средними суточными температурами выше
10o С. На территории края средняя продолжительность периода между датами
устойчивого периода температуры воздуха через +10o С изменяется от 114 до 159
дней, и суммы температур за этот период – от 1800o в северных, прибрежных и
горных районах до 2650o в пределах Приханкайской долины, то есть точно такие же
показатели, как на юге Украины, Кубани. Обилие влаги в летнее время, большие
суммы активных температур способствуют вызреванию в Приморье не только
обычных для Российской Федерации культур, но и риса, сои, винограда и других
теплолюбивых культур. Климат нашего края благоприятен для развития различных
отраслей хозяйства, курортно-санаторного дела, туризма, спорта. К неблагоприятным
сторонам климата относятся обильные ливневые дожди, когда за сутки может
выпадать до 1/3 годовой нормы осадков, и суховеи на Приханкайской низменности.
ЭКОНОМИКА
Население. Приморский край – одна из самых густонаселенных территорий
Дальнего Востока. На его территории проживает 2241,3 тыс. человек (1997 г.) , в их
числе – 77,6% -городское население. В крае насчитывается 12 городов, 46 поселков
городского типа, 25 административных районов. В среднем на один район приходится
25,2 тыс. человек (в т.ч. сельского населения 13,2 тыс. человек) , а на один сельский
совет - 1,5 тыс. человек. Наиболее крупные города: Владивосток, (651,0 тыс. человек) ,
Находка (190,5 тыс. человек) , Уссурийск (160,9 тыс. человек) , Артем (114,4 тыс.
человек) , Арсеньев (69,1 тыс. человек) . Начиная с 1988 г. демографическая ситуация в
Приморском крае стала ухудшаться, что характерно и в целом для Российской
Федерации. До 1991 года численность населения края из года в год увеличивалась не
только за счет мигрантов, но и за счет естественного прироста. С 1992 г. численность
населения края стала сокращаться как за счет миграционного оттока, так и за счет
естественной убыли. Миграция населения во все большей мере определяется
трудностями перехода отраслей хозяйства на рыночные отношения. В крае
формируется многоукладная рыночная экономика, с характерными для нее
безработицей и конкуренцией на рынке труда. В характере миграционных процессов
происходят не только количественные, но и качественные сдвиги, которые в
значительной мере повлияли на положение в сфере занятости населения. Четвертая
часть населения края - дети в возрасте до 15 лет, 13% лица пенсионного возраста.
Максимальной долей населения старших возрастов выделяются сельские районы, где
эти показатели выше средних по краю. Так же много лиц старше трудоспособного
возраста в городах - Владивостоке, Артеме, Дальнереченске, Партизанске, районах -
Анучинском, Кировском, Черниговском. Число пенсионеров ежегодно увеличивается
более чем на 6 тыс. человек, а к уровню 1979 г. увеличение составило 30%. В
Приморском крае сложилась следующая структура трудовых ресурсов по видам
занятости: в общественном производстве 70,1%, в домашнем и личном подсобном
хозяйстве - 24,2%, на учебе с отрывом от производства - 5,7%. Средний возраст
постоянно проживающего населения составлял в 1979 году - 30,7, в 1989 году - 31,8
года. Средний возраст женщин выше, чем мужчин. Если сравнивать жителей
городской и сельской местности, то средний возраст городского жителя выше на 1,5
года. Удельный вес мужчин составляет 49,5%, женщин 50,5%. На 1000 мужчин
приходится 1016 женщин. Самый высокий удельный вес мужчин отмечен в
Лесозаводском районе. Экономика. Приморский край является наиболее развитым из
дальневосточных районов России. Здесь сосредоточено около 30% всего социально-
экономического потенциала Дальнего Востока: населения, валового регионального
продукта, промышленной и сельскохозяйственной продукции. Основными факторами
развития и размещения хозяйства в Приморском крае являются следующие:
· Благоприятное экономико-географическое положение края.
· Разнообразный природно-ресурсный потенциал территории края и
прилегающих к ней морских акваторий.
· Накопленный за предшествующие периоды социально-экономический и
научно-технический потенциал.
· Геополитические факторы.
Выгодное экономико-географическое положение (ЭГП) Приморского края
определяется тем, что территория края имеет непосредственное соседство - на севере с
промышленно развитым Хабаровским краем, на западе на протяжении почти 1000 км с
активно развивающимися Северо-Восточными районами Китая, на юге с
развивающейся северной провинцией КНДР. Со всеми край имеет устойчивые
железнодорожные и автомобильные сообщения. На юге и востоке край почти 1500
километровым побережьем выходит к незамерзающему Японскому морю. Благодаря
морскому транспорту край имеет хорошую доступность к таким развитым странам, как
Япония, Республика Корея. Расстояние через Японское море между ближайшими
географическими точками побережья Приморского края и Японии составляет 300 км,
Республики Корея - 500 км. Всю территорию края с севера на юг пересекает
крупнейшая в России и в мире Транссибирская магистраль. Основная ее линия
подходит к морю и заканчивается во Владивостоке, а еще два ответвления подходят к
портам Находки, Зарубино и Посьета. От Транссиба отходят ряд широтных
железнодорожных ответвлений - на восток во внутренние районы края и на запад к
российско-китайской границе. Таким образом, большая часть территории Приморья
имеет надежную железнодорожную связь с другими районами России, в том числе с
Москвой и Санкт-Петербургом, а также - с соседними странами КНР и КНДР. Через
основные порты Приморья, к которым подходят ветки Транссиба, осуществляются
экспортно-импортные связи со странами АТР не только Приморского края, но и других
районов России. Таким образом, благодаря выгодному ЭГП наш край выполняет
связующие, контактные функции в развитии разнообразных связей России со странами
АТР. Через порты Приморья ежегодно завозятся многие жизненно важные грузы:
продовольствие, топливо, машины и оборудование в северо-восточные районы
страны - в Магаданскую область, на Камчатку и Чукотку, на Сахалин. К настоящему
времени в Приморском крае сложилось многоотраслевое хозяйство, здесь
представлено более 50 отраслей промышленности, сельского и лесного хозяйства,
транспорта и связи, торговли и сферы обслуживания. Всего зарегистрировано 36373
предприятия различных форм собственности. Роль предприятий, компаний, фирм
разных отраслей в хозяйственном комплексе края, в его экономике существенно
различаются (рис.) . Основу экономики составляют базовые отрасли, обеспечивающие
работу всех других отраслей хозяйства - топливно-энергетический комплекс (ТЭК) ,
транспорт, связь. ТЭК края базируется в основном на собственных углях (Лучегорские
и Павловские разрезы) и жидком привозном топливе (нефтепродукты из Хабаровска,
Комсомольска-на-Амуре, Ангарска и др. нефтеперерабатывающих заводов) . В крае в
год добывается около 10 млн. т. угля. 3-4 млн. т. угля завозится из Южной Якутии,
Иркутской и Кемеровской областей. На этих углях работают тепловые электрические
станции: Приморская ГРЭС в п. Лучегорске, ТЭС в Артеме, Партизанске и
Владивостоке. Свои электростанции строятся в Уссурийске и Находке. В южных
районах края предполагается строительство нефтеперерабатывающего завода. В
Приморском крае развиты почти все виды транспорта - морской, железнодорожный,
автомобильный, авиационный, электронный. Ведущее значение имеет морской
транспорт, который является отраслью специализации. Выделяются две основные
акционерные судоходные компании: "Дальневосточное морское пароходство", которое
ориентировано на заграничные и каботажные перевозки различных грузов и
"Приморское морское пароходство", специализирующееся на перевозках
нефтепродуктов. Почти 80% морских перевозок в Дальневосточном регионе
выполняют суда Приморского края. Морские суда перевозят лес, рыбу, уголь,
нефтепродукты, металлы, машины и оборудование, продовольственные товары.
Многие суда работают во фрахте на международных линиях. В Приморье действуют 5
крупных портов и несколько портопунктов (в Пластуне, Рудной Пристани, Ольге,
Преображении и др.) . Через порты Приморья и Транссиб действует уникальный
контейнерный мост: АТР - страны Западной Европы. Транзит через Россию занимает
11-12 суток. Различные грузы и пассажиры перевозятся между отдельными портами и
порт-пунктами Приморского края, в другие порты России, прежде всего на
тихоокеанском побережье, а также во многие страны мира. Общая длина железных
дорог в крае составляет 1628 км. За год через железнодорожные станции края
отправляется и принимается около 20 млн. т. разнообразных грузов: уголь, лес, зерно,
металл, нефтепродукты, контейнеры. Автомобильный транспорт выполняет в
основном внутрикраевые перевозки. Общая длина автодорог с твердым покрытием
составляет около 7 тыс. км. За год автомобильным транспортом перевозится около 10
млн. т. грузов и более 300 млн. пассажиров. За последние годы стали развиваться
автодорожные сообщения с приграничными районами КНР. Большую роль для края
выполняет авиационный транспорт, прежде всего в перевозках пассажиров. Основной
аэропорт во Владивостоке связан регулярными рейсами со многими крупными
городами России, а также с отдельными городами Японии, Китая, США, Республики
Корея, КНДР и другими. Самолетами осуществляются и грузовые перевозки.
Выполняются и внутренние авиаперевозки. В крае действуют современные линии
связи, в том числе с использованием спутниковых систем. Развивается сотовая
телефонная связь, электронная почта, Интернет. К отраслям специализации края,
которые производят большие объемы продукции на внешние рынки, относятся
рыбная, лесная и горнодобывающая промышленность и морской транспорт. Основные
базы рыбодобывающего флота, рыбообрабатывающие предприятия и компании
сосредоточены во Владивостоке, Находке, Зарубино и Преображении. Добыча рыбы и
морепродуктов (ракообразные, головоногие, моллюски, иглокожие, водоросли) ведется
как в прибрежных водах, так и в удаленных районах Тихого океана. Добывается более
1 млн. т. рыбы и морепродуктов в год. На юге Приморья создаются первые
предприятия марикультуры - искусственного разведения в прибрежных водах ценных
моллюсков - мидий, гребешков, трепанга, а также - водорослей - анфельции,
ламинарии и др. Лесная промышленность представлена тремя группами предприятий:
лесохозяйственными, производящими лесопосадки, санитарные рубки, заготовку
побочных продуктов лесопользования: орехов, ягод, грибов, лекарственных растений,
мяса и пушнины промысловых животных; лесозаготовительными, которые ведут
заготовку древесины, ее вывоз с лесосек на склады. Около 200 подобных предприятий
вырубают в год около 3 млн. м3 деловой древесины; деревообрабатывающими
предприятиями, которые производят пиломатериалы, деревянные строительные
детали, фанеру-клееную, древесно-стружечные плиты, различную мебель. Наиболее
ценные породы - кедр, ясень, лиственница - на лесосеках часто заготавливаются выше
рациональной нормы. В то же время мало используются в хозяйстве осина, береза, дуб.
Практически не развита глубокая переработка древесины, в т.ч. отходов лесопиления.
Добыча и обогащение свинцово-цинковых и оловянных руд осуществляется в крае с
начала XX века в АО "Дальполиметалл" (Дальнегорский район) и в Хрустальненской
оловодобывающей компании (Кавалеровский район) . Оловянный концентрат
вывозится автомобильным транспортом до станции Варфоломеевка, а затем по
железной дороге - в Новосибирск на металлургический завод для выплавки чистого
олова. Свинцово-цинковый концентрат большей частью вывозится морем за рубеж.
Предполагается коренная реконструкция свинцово-плавильного завода в пос. Рудная
Пристань, а также строительство нового металлургического завода полного цикла с
получением всех полезных веществ из полиметаллических руд. Добыча и обогащение
вольфрамовых руд ведется на Приморском горно-обогатительном комбинате в
Красноар
Сделать бесплатный сайт с uCoz