…пространствах Земли. Нам известны тревожные прогнозы общего потепления Земли,

которые приведут к тому, что растают полярные шапки и повысится уровень моря. Затоплены

будут все прибрежные зоны, пострадают миллионы людей.

   Но нам неизвестно, насколько правильны эти предсказания. Продолжительные

наблюдения за полярными областями при помощи ERS-1 и последовавшего за ним в конце осени

1994 года спутника ERS-2 представляют данные, на основании которых можно сделать выводы

об этих тенденциях. Они создают систему "раннего обнаружения" в деле о таянии льдов.

   Благодаря снимкам, которые спутник ERS-1 передал на Землю, мы знаем, что дно океана с

его горами и долинами как бы "отпечатывается" на поверхности вод. Так ученые могут составить

представление о том, является ли расстояние от спутника до морской поверхности (с точностью

до десяти сантиметров измеренное спутниковыми радарными высотомерами) указанием на

повышение уровня моря, или же это "отпечаток" горы на дне.

   Хотя первоначально спутник ERS-1 был разработан для наблюдений за океаном и льдами,

он очень быстро доказал свою многосторонность и по отношению к суше. В сельском и лесном

хозяйстве, в рыболовстве, геологии и картографии специалисты работают с данными,

представляемыми спутником. Поскольку ERS-1 после трех лет выполнения своей миссии он все

еще работоспособен, ученые имеют шанс эксплуатировать его вместе с ERS-2 для общих заданий,

как тандем. И они собираются получать новые сведения о топографии земной поверхности и

оказывать помощь, например, в предупреждении о возможных землетрясениях.

   Спутник ERS-2 оснащен, кроме того, измерительным прибором Global Ozone Monitoring

Experiment Gome который учитывает объем и распределение озона и других газов в атмосфере

Земли. С помощью этого прибора можно наблюдать за опасной озоновой дырой и

происходящими изменениями. Одновременно по данным ERS-2 можно отводить близкое к земле

UV-B излучение.

   На фоне множества общих для всего мира проблем окружающей среды, для разрешения

которых должны предоставлять основополагающую информацию и ERS-1, и ERS-2,

планирование судоходных маршрутов кажется сравнительно незначительным итогом работы

этого нового поколения спутников. Но это одна из тех сфер, в которой возможности

коммерческого использования спутниковых данных используются особенно интенсивно. Это

помогает при финансировании других важных заданий. И это имеет в области охраны

окружающей среды эффект, который трудно переоценить: скорые судоходные пути требуют

меньшего расхода энергии. Или вспомним о нефтяных танкерах, которые в шторм садились на

мель или разбивались и тонули, теряя свой опасный для окружающей среды груз. Надежное

планирование маршрутов помогает избежать таких катастроф.

Сделать бесплатный сайт с uCoz